Развитие кинестетическое
Мячики или попробуй, поймай!
Как мы уже отмечали, ведущими системами восприятия, хранения и воспроизведения информации являются визуальная, аудиальная и кинестетическая модальности. В школе, прежде всего, в начальной школе, упор делается на развитии визуальной и аудиальной системе работы со зрительной и слуховой информацией. Самыми недооцененными становятся руки. Детские руки: правая рука, левая рука, пальчики, запястье. Каким образом развиваются руки? Что нужно делать, чтобы ребенок начал доверять своим рукам, а не прятать их под стол или использовать руки в качестве подставки для головы?
Ответ прост: играть в мячики. Но за этой, казалось бы, простой игрой скрывается невероятно сложный процесс управления руками. Для того, чтобы словить мячик, ребенку нужно осознанно сначала расслабить руку (а это и кости, и суставы, и мышцы – целый комплекс физических ощущений), а потом напрячь руку, чтобы в определенном положении поймать мяч, но напрячь не сильно, но и не слабо, а точно настолько, насколько нужно. Вот ребенок и учится вкладывать ровно столько физических и умственных способностей, чтобы этого было достаточно для успешного выполнения задания.
Как правило, ребенок либо правша, либо левша. Редко встретишь двурукого ребенка (амбидекса). И в связи с этим, ведущая рука развита намного лучше, функциональнее другой руки. Однако, развиваться должны обе руки, так как левая рука связана с правым полушарием, а правая рука – с левым полушарием. От какого полушария ребенок может отказаться? Ни от какого. Нужны оба полушария. А для этого нужно гармонизировать развитие кинестетики – обеих рук.
Наш курс занятий с мячиками развивает обе руки, учит ребенка контролировать свое расслабление и напряжение. Вначале большинство детей не верят в то, что они не смогут поймать мячик. Ведь это так просто. Но это им только кажется. Затем они преодолевают и сомнение, и разочарование, и обиду на свои руки, которые либо сильно напрягаются, отчего мячик отскакивает от ладошки как от камня, либо зависают в воздухе вместо того, чтобы плавно двигаться навстречу мячику и мягко, без надрыва и лишней суеты поймать его. Когда начинает получаться, ребенок становится более уверенным, он учится доверять рукам, причем и своей ведущей руке, и другой, на которую он даже и не рассчитывал в учебе, и в жизни. Сложнее всего ловить мячи одновременно двумя руками: то правая не поймает мяч, то левая упустит момент. Так на занятиях вырабатывается не только межполушарное взаимодействие, так вырабатываются волевые усилия.
Наш курс занятий с мячиками может помочь медлительным детям стать более ловкими, научиться работать в ускоренном темпе, а непоседам и суетливым детям обрести стабильность и внутреннюю устойчивость. Усложнение занятий, включение хлопка открывает возможность ребенку научиться быть гармоничным во временном потоке. А уровень с закрытыми глазами обеспечивает надежные результаты в развитии визуально-кинестетической системы восприятия.